Молебен

Молебен в православном богослужении — короткое частное богослужение просительного либо благодарственного нрава (благодарственный молебен) с молитвенным обращением к Всевышнему, Богородице либо святым.

Совершается по поводу каких-либо событий, памятных дат и тому сходственного благодарственный молебен. По своей структуре молебен представляет собой сокращённый вариант утрени. На молебне должен читаться канон в честь того либо тех, кому молебен служится. В нынешней практике Русской православной церкви, впрочем, канон может читаться не всецело, а услужение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов канона либо же только его припевов. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а позже его 6-й песни.

Существует огромное число определений молитвы, которые не во всём совпадают друг с ином.

На их основе дозволено предложить следующее определение: молитва — «главная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Всевышнему, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу либо его посредникам», значимое проявление социальной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».

Иными словами, согласно предложенному определению, молитва полагает присутствие надежды в существование, наравне с видимым, заметного мира и представляет собой обращение (осуществляемое социальным либо частным образом) к его представителям, словесное либо мысленное, с благодарением либо прославлением, покаянием, просьбой. Из этого определения ясно, что молитвы могут быть как общественными, так и частными. Данное обстоятельство полагает проведение коллективных богослужений.

Как теснее было сказано, молитва может быть как словесной, так и мысленной. Если брать шире, она может быть как наружной, так и внутренней («разумной», «душевной», «разумно-душевной»). Взоры на то, каким должно быть соотношение между наружной и внутренней молитвой, по каждой видимости, значительно отличают друг от друга различные религиозные практики.

Представляется явственным, что в некоторых религиозных традициях приоритет отдается наружной (внешней) молитве либо тому, что понимается в качестве таковой. В частности, применение в ламаизме (тибетском буддизме) молитвенных барабанов, изредка приводимых в движение даже не человеком, а ветром, либо водой, либо теплом свечи, принуждает либо считать такие «молитвы» экстраординарно наружными, либо вообще не считать их таковыми, как не соответствующими определению, от того что вращение барабана с текстами молитв лишь со существенной натяжкой дозволено считать обращением к кому бы то ни было, тем больше если это действие производится силой воды либо ветра, то есть происходит без непосредственного участия человека.